В чем разница логопеда и дефектолога
Помощь специалиста необходима, если у ребенка есть проблемы с произношением или вообще с речью. Коррекция навыков общения проводится многими специалистами, но детский психологический центр предлагает сейчас поговорить о деятельности логопеда и дефектолога. В чем их разница? У кого лучше консультироваться?
В чем сходство дефектолога и логопеда
Их объединяет полученное образование, способы работы, а также сфера деятельности.
При обучении в университете у них один факультет и схожесть большей части дисциплин. Ими там изучается специальная психология и педагогика, логопедия и неврология, психиатрия и психология, а также другие дисциплины.
Все эти науки оказывают помощь корректированию звукопроизношения, обучают приемам взаимодействия с детьми. Для данных специалистов очень важно определение наличествующих трудностей и умение установки контакта, понимание малыша, а также проникновение в сущность его проблем. При отсутствии этих умений будет довольно сложно добиться прогрессивности в работе и даже просто в составлении плана проведения занятий.
Средства общения в работе логопеда и дефектолога
Эти специалисты пользуются одинаковыми способами работы и средствами общения с ребенком в процессе занятий. Дети пользуются удобными для них средствами общения, несмотря на разные ступени развития, на которых они находятся. Одними детками для общения используется речь, а другие просто показывают интересующие их предметы, ведя учителя за руку, то есть пользуются действием.
Средства общения делятся на три группы:
1. Действие.
2. Речевое средство.
3. Мимика, жест, пантомимика.
Эти средства можно использовать все вместе и по-отдельности. Они берутся за основу упражнений, котрые направляются на правильность артикуляции, звукопроизношения и речевого совершенствования.
Разные трудности — разные специалисты
Специальная психология и педагогика традиционно подразделяет дефектологов в соответствии с категорией подопечных детей:
— логопед — занимается детьми с нарушением речи;
— олигофренопедагог — работает с детьми, имеющими задержку развития и интеллектуальную недостаточность;
— тифлопедагог — ведет работу с детьми, у которых нарушение зрения;
— сурдопедагог — занимается детьми, имеющими нарушение слуха.
Следовательно родителям надо знать, что если ребенок со сложностями работы слуха или зрения, то нужно обращаться к педагогу с учетом этих проблем. Все эти категории детей обычно имеют речевые нарушения, значит детский логопед занимается их проблемами обязательно.
Занятия, проводимые логопедом и дефектологом имеют много общего, различны у них лишь задачи, которые они должны решать.
Задачи и цели работы логопеда
Этот специалист работает с детьми, имеющими эхолалию, задержку развития речи, аутизм, умственную отсталость и другие аномалии, поскольку у всех у них имеются нарушения речи. Основная область его деятельности состоит:
— в работе над невербальными средствами общения;
— в постановке, дифференциации и автоматизации звуков;
— в работе над грамматическим строем и связностью речи.
Обязательный этап работы включает невербальную речевую сторону, то есть мимику, жесты, движения. В процессе работы данный специалист не только помогает ребенку улучшить качество речи, но и учит его постановке вопросов, составлению рассказов, ведению диалогов с ровесниками и взрослыми людьми.
Какие проблемы решаются дефектологом?
На курсе дефектологии происходит изучение тифлопедагогики, сурдопедпгогики, олигофренопедагогики и других специальных предметов, не исключая и базовых дисциплин.
В связи с видом нарушений, дефектолог имеет специфические задачи, к примеру, в работе с детьми, страдающими от нарушения зрения, его задача — обучить ребенка пространственной ориентировке в пределах квартиры.
С плохослышащими малышами также занимается этот специалист. Он учит их не только правильному говорению, но и познаванию мира с помощью дактиля или жестов.
Это оказывает действенную помощь и в решении более серьезных проблем, например, в преодолении физических и психических недостатков детей.
В процессе работы детский дефектолог выполняет такие задачи, как:
— обучение ребенка ориентировке в самом близком окружении с учетом имеющихся недостатков;
— приумножение детских знаний, умений, а также навыков с их закреплением;
— оказание помощи проблемным детям, имеющим нарушения в развитии, при адаптации в детском саду или в школе.
Итак, логопед работает над невербальной речевой стороной и единицами языка — слогами, словами, фразами и предложениями, обучая умению общения. Дефектолог расширяет знания и представления ребенка, помогает адаптироваться к окружающему миру, учит его содержанию общения.